ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Официальный сайт администрации муниципального района

Оценка воздействия на окружающую среду

Динамика численности охотничьих ресурсов на территории Республики Коми

за 2017-2021 г.г. по данным зимнего маршрутного учета

Вид животных

Год, (особей)

2017

2018

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

Заяц-беляк

170931

170058

133789

102716

109729

Горностай

9854

12517

10828

9047

8976

Куница лесная

17704

15643

16989

15918

14808

Лисица

7852

9030

6412

5467

5139

Белка

153208

132413

142097

184743

142915

Лось

46472

33994

24346

26509

28530

Дикий северный олень

6163

3352

2200

9782

4346

Росомаха

788

853

480

840

608

Рысь

310

491

309

329

282

Песец

755

1508

665

1568

1121

Волк

1256

1651

1294

1171

1061

Норки

2177

1995

1687

1727

1587

Кабан

23

76

50

80

60

Соболь

28

195

31

0

57

Глухарь

244153

191578

135734

158729

207558

Тетерев

892476

404107

387507

290896

334779

Рябчик

732499

484272

275784

500770

292035

Белая куропатка

753068

1265855

734270

800142

564314

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду

добычи охотничьих ресурсов, устанавливаемых на предстоящий сезон охоты 2022-2023 годы на территории Республики Коми

В целях осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Республики Коми в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Схемой размещения использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Коми, утвержденной распоряжением Главы Республики Коми от 14 апреля 2016 № 119-р, Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 № 452, методикой проведения учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ) ежегодно в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях, переданных в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, организуется и проводится учет численности охотничьих ресурсов.

Основанием для установления норм изъятия объектов животного мира служат данные об их численности, полученные с применением единых методик государственного учета.

До 2022 года ЗМУ численности охотничьих ресурсов проводился в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 № 1 (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 24 августа 2021 № 585), и в соответствии с приказами Министерства.

До 2022 года территория Республики Коми с учетом обитания охотничьих ресурсов была поделена на 5 исследуемых территорий: северо-таежная зона и тундра (Интинский, Воркутинский, Усинский, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы), западная часть средней зоны (Удорский, Княжпогостский, Ухтинский районы), восточная часть средней зоны (Сосногорский, Вуктыльский, Троицко-Печорский районы), южная часть средней зоны (Усть-Куломский, Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Вымский районы и город Сыктывкар), южная зона (Прилузский, Сысольский, Койгородский районы). Данные по численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Республики Коми были получены путем экстраполяции (распространения данных выборочного учета на всю необследованную территорию) учетных данных, собранных на исследуемой территории.

С начала 2022 года, в соответствии с новой методикой проведения учета численности охотничьих ресурсов методом ЗМУ, утвержденной приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр развития охотничьего хозяйства» от 24 ноября 2021 № 86 (далее – ФГБУ «ФЦРОХ»), рекомендованной Минприроды России, определены отдельные исследуемые территории, расположенные в единых границах в разрезе муниципальных образований.

В зависимости от площади исследуемой территории рассчитывается плановая протяженность маршрутов отдельно для каждого охотничьего угодья, соответственно численность охотничьих ресурсов определяется отдельно в каждом охотничьем угодье.

Новая Методика учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета включает планирование учетных маршрутов, проведение полевых работ на учетных маршрутах и расчет численности охотничьих ресурсов.

С учетом содержания указанной Методики значительно (в три-четыре раза) возрастают объёмы проведения полевых работ. Объёмы проведения полевых работ (например, по новой Методике применительно к МО ГО «Ухта» это 290 км, а по старой Методике - 110 км, к МО МР «Усть-Вымский» - это 140 км, а по старой Методике - 40 км.).

Отметим, что ежегодный выполняемый объем работ при проведении зимних маршрутных учетов, в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 № 1 обеспечивал удовлетворительное качество работ и необходимую для целей государственного мониторинга точность оценки расчетов численности охотничьих ресурсов.

Общая площадь охотничьих угодий на территории Республики Коми составляет 37836,96 тыс. га.

В настоящее время право пользования объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам осуществляют 20 охотпользователей, в том числе 17 юридических лиц, 2 индивидуальных предпринимателя и 1 крестьянское (фермерское) хозяйство.

Равномерность размещения маршрутов в Республике Коми, где 50 % муниципальных образований имеют площадь более 2 млн. га, значительно зависит от доступности, наличия дорог, в основном лесохозяйственных зимников.

В текущем году ведомости зимнего маршрутного учета не представлены на исследуемых территориях Ижемского, Вуктыльского, Усть-Цилемского, Косьинского, Маркельского, Каджеромского, Печорского, Якшинского охотничьих хозяйств Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов», ООО «ТиманАгроИнвест», ИП Бобрецов С.Б., ООО «Коми Экстрим».

Не в полном объеме проведен учет численности охотничьих ресурсов на исследуемых территориях общедоступных охотничьих угодий МО МР «Печора», МО МР «Троицко-Печорский», МО МР «Сосногорск», МО МР «Вуктыл», МО МР «Сыктывдинский», а также на исследуемых территориях Койгородского, Княжпогостского, Воркутинского, Ухтинского, Троицко-Печорского, Сосногорского охотхозяйств Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов», ООО «Охотхозяйство «Обдыр», ГУ РК «Чернамское лесничество».

В соответствии с методикой учета расчет численности учитываемых видов зверей и птиц на исследуемой территории не производится, если после оценки качества ведомостей ЗМУ общая длина учетных маршрутов на исследуемой территории не соответствует требованиям минимально необходимой общей длины учетных маршрутов на исследуемой территории.

По тем исследуемым территориям охотничьих угодий, по которым не представлены материалы учета, для расчета численности охотничьих ресурсов будет использована экспертная оценка численности за последние пять лет проведения зимних маршрутных учетов для целей осуществления государственного мониторинга.

В тех угодьях, где учет численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета проведен не в полном объеме, для расчета квот добычи лося использована экспертная оценка его численности в конкретном охотничьем угодье (для установления квот добычи лося взят средний показатель учета за последние 5 лет, при этом процент изъятия установлен менее 3 % от численности).

Всего в Управление охраны и использования животного мира и охотничьих ресурсов (далее - Управление) Министерства было представлено 1022 ведомости зимнего маршрутного учета, из которых 7 было забраковано. Общая протяженность обследованных маршрутов составила 10940,7 км.

Расчет численности охотничьих ресурсов, полученный по материалам зимнего маршрутного учета 2022 года показал, как положительную, так и отрицательная динамику их численности.

По данным зимнего маршрутного учета численность лося остается на стабильном уровне, наблюдается незначительное снижение численности. На показатель численности в первую очередь влияет активность хищников (волк и бурый медведь), образование настов в весенний период. Также численность лося зависит от доступности корма. Леса на месте вырубок переходят в стадию жердняка и становятся малопригодными стациями для обитания лося. В основном лось концентрируется в поймах рек, ручьев, где не проводятся зимние маршрутные учеты.

Численность рыси, росомахи, белки и куницы остается в пределах допустимых колебаний численности, практически на уровне 2021 года.

Численность росомахи в целом не испытывает сильных колебаний. На результаты учета росомахи в первую очередь влияет активность хищника, при наличии доступного корма длина суточного хода уменьшается, в итоге хищник реже встречается на маршрутах, соответственно статистическая ошибка будет больше, что, соответственно, сказывается на результатах учета. Численность рыси в большей степени зависит от численности зайца-беляка.

Численность зайца - беляка начинает постепенно восстанавливаться. Колебания численности обусловлено не меняющейся интенсивностью размножения, а периодически меняющимися размерами гибели зайца-беляка.

На территории охотничьих угодий, свойственных для обитания соболя, в текущем году пересечений следов соболя не отмечено. По сведениям специалистов Печоро-Илычского биосферного заповедника, основного местообитания этого зверька, фактическая численность соболя достаточно высокая.

Численность песца уменьшилась на 47%, показатель связан с малочисленностью мышевидных грызунов. Численность горностая соответствует прошлому году.

Численность волка сократилась на 24%. В 2021 году было добыто 273 особи волка. По состоянию на 1 апреля текущего года добыто 59 особей волка. Объем добычи волка приостановил рост численности хищника. При этом ущерб, приносимый волками, является существенным и сказывается на популяции лося. Для достижения показателей, не превышающих показателя максимальной численности и приостановления роста численности хищников и как результат, снижение ущерба объектам животного мира, в отдельных охотничьих угодьях принято решение о регулировании численности волков (приказ Минприроды Республики Коми от 8 апреля 2022 № 475).

Данное решение позволит принять дополнительные меры по снижению их численности (отлов, отстрел волков как в сезон охоты, так и в иные сроки (вне установленных сроков охоты), а также применять ногозахватывающие капканы со стальными дугами, применять для выслеживания и добычи транспортные средства).

Учет численности волка осуществляется не в течение календарного года, а в течение короткого временного отрезка: с 15 января по 10 марта, и показатель численности относится к этому времени года.

Наблюдается рост численности для всех видов тетеревиных птиц, который определяется особенностями погодных условий начала летнего периода 2021 года. Климатические условия выводкового периода 2021 года положительно отразились на численности боровой дичи. Колебания численности глухаря, тетерева, рябчика на территории нашего региона находятся в допустимых пределах и зависят преимущественно от природно-климатический условий.

Показатель численности дикого северного оленя по данным учета 2022 года показал его оценку в 5,6 тыс. особей. По критической оценке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук возможная минимальная численность дикого северного оленя оценивается в пределах 2-2,5 тыс. особей. Также на показатель численности по данным учета влияет снежный покров и хищники. Из-за высокого снежного покрова и активности хищников происходит перемещение оленей, тем самым повышая шанс встречи животных на маршруте. Крайне сложно при проведении зимнего маршрутного учета определить фактическую численность дикого северного оленя по пересечениям через маршрут в связи с его стадным образом жизни.

С 2000 года добыча дикого северного оленя запрещена, а в настоящее время этот объект охоты включен в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Коми.

Информация о численности охотничьих ресурсов по данным ЗМУ 2022 года (в сравнении с предыдущим годом), а также проект лимитов добычи охотничьих ресурсов для ознакомления отображены и представлены в прилагаемых таблицах на официальном сайте Министерства и сайте Администраций МО ГО, МО МР.

В 2021 году так же, как и в предыдущие годы проведен долгосрочный учет бурого медведя, который проводится в течение всего периода жизнедеятельности с апреля по ноябрь. В результате проведения натурных работ и последующего расчета, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бурого медведя, утвержденных Главохотой (М.,1990 г.) (Ю.П. Губарь), определена общая численность бурого медведя на территории Республики Коми, она составляет 3264 особи при плотности 0,08.

Для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов, использованы материалы зимнего маршрутного учета 2018-2022 годы, а также проведен анализ динамики численности охотничьих ресурсов за последние 5 лет.

Для расчета прироста популяций копытных и пушных зверей использованы материалы справочника «Нормирование использования ресурсов охотничьих животных» ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН.

Численность и плотность населения учитываемого вида зверей и птиц в соответствующей категории «лес», категории «поле», категории «болото» исследуемой территории рассчитана в компьютерной программе «Информационная система ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Республики Коми», разработанной в соответствии с алгоритмами Методики учета.

Данные учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а также на основании долгосрочных лицензий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и используются в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и определения объемов изъятия охотничьих ресурсов.

Предельные нормы добычи по соболю, бурому медведю, лосю и выдре приняты с учетом норм, утвержденных приказом Минприроды России от 25 ноября 2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях».

Объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, в охотничьих угодьях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются (рассчитываются), руководствуясь нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов, и в соответствии с Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Минприроды России от 29 июня 2010 № 228 (далее - Порядок) (документ утратил силу с 1 января 2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 № 1496, приказом Минприроды России от 27 ноября 2020 № 981 утвержден новый Порядок и требования).

Указанный приказ разработан в соответствии с Федеральным законом об охоте и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 25 Порядка предусмотрена возможность внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в случае изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов.

Для подготовки документа об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов все материалы, обосновывающие квоты направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.

При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Лимит добычи охотничьих ресурсов, рассчитывается от фактической численности, полученной по представленным материалам ЗМУ.

Утвержденный лимит добычи охотничьих ресурсов

Охотничьи ресурсы

Утвержденный на период с 1 августа до 1 августа

лимит добычи охотничьих ресурсов

на территории Республики Коми, особей

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Лось

1592

1194

745

853

965

Рысь

9

7

6

8

11

Бурый медведь

205

184

230

384

633

Выдра

25

15

17

17

15

Кроме того, для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов Министерством анализируются ведомственные материалы фактического использования охотпользователями квот добычи лося, бурого медведя, выдры, соболя и рыси в предыдущие сезоны охоты.

Оценка условий обитания охотничьих ресурсов является важным этапом для подготовки обоснования объемов (лимитов, квот) их добычи. Поэтому важно охарактеризовать природные условия обитания охотничьих животных в предыдущем году. Краткая характеристика погодных условий основана на результатах наблюдений Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми.

В целом 2021 год оказался теплым. Среднегодовая температура воздуха (с января по декабрь) распределялась от +2,5°С на крайнем юго-западе до -5,3°С на крайнем северо-востоке.

Главными особенностями 2021 года стали продолжительный период аномально морозной погоды в январе и феврале, ранний приход весеннего и летнего сезонов (апрель-май).

Наибольшее годовое количество осадков зафиксировано на территории Ухтинского района. Меньше всего осадков выпало в Троицко-Печорском районе. На большей части территории осадков выпало больше климатической нормы.

Продолжительность зимнего периода 2020-2021 года в северных районах была 164-172 дня, в южных районах 135-155 дня, что на 17-46 дней меньше нормы.

Снежный покров установился 16-17 октября. Лишь для крайних северо-восточных районов это в среднем на 5 дней позднее обычного. Для северных и центральных районов формирование снежного покрова произошло раньше средних многолетних дат на 4-10 дней, для южных - на 16 дней.

Средняя температура воздуха в январе по территории распределялась от -12,2°С на крайнем юго-западе до -24,7 °С на крайнем северо-востоке. В течение значительного периода погодные условия формировались под влиянием Сибирского антициклона, циклонические воздействия в первой и второй декадах были непродолжительными. Наиболее холодной оказалась вторая декада месяца - среднедекадная температура воздуха везде оказалась ниже нормы на 7...9°С. Из-за морозов продолжительное время наблюдалась малоснежная погода, лишь в последней пятидневке со снегопадами, местами сильными. Февраль оказался аномально морозным. Продолжительное время с северными, северо-восточными потоками поступал арктический воздух. Средняя температура воздуха по территории распределялась от -19,1°С на крайнем юге до -28,3 °С на крайнем северо-востоке, что для большинства районов ниже нормы на 8...9°С.

В марте средняя температура воздуха по территории распределялась от -5,9°С на крайнем юге до -14,9°С на крайнем северо-востоке, что в пределах средних многолетних значений.

Распределение осадков было крайне неравномерным в течение всего периода на территории республики. В январе максимальное количество осадков пришлось на третью декаду. В феврале, из-за преобладания антициклонального характера погоды, на большей части территории осадков зафиксировано 64-72 % от нормы. В марте осадков за месяц выпало 88-122% от нормы, в г. Сыктывкаре, в Ухтинском, Воркутинском районах - 141-162%. На лесных участках максимальной за зиму высоты снежный покров достиг во второй декаде марта - 66-86 см, что для большинства районов близко к норме. На крайнем юге и юго-востоке - 48-63 см, что меньше нормы на 12-20 см.

Разрушение устойчивого снежного покрова в лесу произошло в период с 20 по 30 апреля, в Интинском и Воркутинском районах - с 8 по 13 мая, что для южных районов раньше обычного на 5-9 дней, для северных районов - на 20-30 дней.

Продолжительность залегания снежного покрова в лесу была 175-197 дней, в Интинском и Воркутинском районах 204-210 дней. В северных и юго-восточных районах меньше нормы на 20-34 дня, в большинстве южных - на 4-10 дней. И только в крайних юго-западных районах снег залегал на 10-12 дней больше обычного.

Весна 2021 года с устойчивым переходом среднесуточной температуры воздуха к положительным значениям пришла раньше обычного: 25-29 марта, в северо-восточные районы 6-8 апреля, в Воркутинский район 8 мая, что для южных районов раньше обычных сроков в среднем на 14 дней, для центральных и северных - на 17-32 дня.

В период 16-21 апреля, что раньше средних многолетних сроков на 5-15 дней, начался ледоход на реках Летка и Луза, на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов на отметках выше обычных на 11-60 см. Из-за хорошей подготовки к вскрытию, ледоход продвигался быстро, без остановок в традиционных местах образования.

Реки Печорского бассейна вскрылись в период 21 апреля - 14 мая, на 8 - 20 дней раньше обычного. Река Печора на всём протяжении вскрылась за 23 дня в период 21 апреля - 14 мая.

Максимальные уровни воды весеннего половодья повсеместно сформировались на чистой воде. По данным 21 водомерных поста (из 43) вода выходила на пойму.

Раньше обычных сроков началось и метеорологическое лето. Переход среднесуточной температуры воздуха через +10°С в сторону повышения произошел 7-9 мая, что раньше обычных сроков для южных и центральных районов на 18-30 дней, для северных - на 37-39 дней.

Устойчивый переход среднесуточной температуры воздуха через +10°С в сторону понижения (конец лета) произошел 24-28 августа, что для северных районов в пределах нормы, для центральных и южных на 7-11 дней раньше.

В июне средняя температура воздуха по территории распределялась от +18,7°С на крайнем юге до 8,9°С на крайнем северо-востоке, что выше климатической нормы в основном на 2°С, в крайних юго-западных районах - на 4°С.

В лесах республики продолжительное время наблюдалась высокая и чрезвычайно высокая пожарная опасность. По региональной классификации опасное природное явление «Чрезвычайно высокая пожароопасность» наблюдалось с 14 мая по 10 июня в южных районах Республики Коми, с 11 июня по 13 июня повсеместно по территории, с 14 по 19 июня в отдельных районах.

В июле для большинства районов средняя температура воздуха оказалась близкой к климатической норме (распределялась от 17,9°С на крайнем юго-западе до 11,5°С на крайнем северо-востоке), в августе - в среднем на 2°С выше (распределялась от 17°С на крайнем юго-западе до 12,6°С на крайнем северо-востоке).

В августе, за исключением второй и последней пятидневки, на всей территории Республики Коми отмечалась устойчивая тёплая погода с отклонением среднесуточных температур в сторону тепла на 4...6°С. В последней пятидневке месяца произошло постепенное сезонное снижение температурного фона до климатической нормы и ниже. В лесах южных районов Республики Коми продолжительное время наблюдалась высокая, местами чрезвычайно высокая пожарная опасность. В лесах северных районов преобладала средняя степень пожарной опасности.

В сентябре в течение первой и второй декады, из-за частых циклонов, по территории, за исключением крайних северо-восточных районов, наблюдалась холодная и дождливая погода. Отрицательная аномалия и в первой, и во второй декаде составляла 2...3°С. Средняя температура воздуха за месяц по территории распределялась от 6,5 °С на крайнем юго-западе до 4,5°С на крайнем северо-востоке. Для большинства районов она оказалась на 1...2°С ниже климатической нормы, для крайних северо-восточных - около нормы.

Октябрь и ноябрь были теплее обычного. В октябре средняя температура воздуха по территории распределялась от 3,9°С на крайнем юго-западе до -1,9°С на крайнем северо-востоке, что выше климатической нормы в среднем на 2...3°С. В ноябре - от -4, 2°С на крайнем юго-западе до -13,0°С на крайнем северо-востоке, что выше климатической нормы на 1...2°С, для крайних юго-западных районов - на 3°С.

Осадков в октябре на большей части территории выпало около нормы, в южных районах местами в среднем на 30% больше.

Ноябрь для большинства районов оказался снежным. Осадков выпало в 1,5 раза больше нормы, на крайнем юге - в 2 раза.

В декабре, несмотря на преобладание морозной погоды, месячная сумма осадков составила 100-140% от средних многолетних значений.

Неустойчивая погода с температурными перепадами наблюдалась в течение первой и второй декады декабря. Самые сильные морозы отмечались с 4 по 6 декабря: по всей территории от 1 до 2 дней среднесуточная температура воздуха была на 10...11°С, на северо-востоке - на 12-16°С ниже климатической нормы.

Добыча охотничьих ресурсов определена строго регламентированными сроками охоты, установленными Указом Главы Республики Коми от 29 августа 2012 № 106 «Об определении видов разрешенной охоты и ограничений охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Коми, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» (ред. от 10 ноября 2021 № 128) в соответствии с правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 № 477.

 

Таблица 1

Динамика численности охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи

Вид

Общая численность (особей) по годам

2018

2019

2020

2021

2022

Бурый медведь

3655

3554

3406

3264

-

Выдра

2800

3100

3900

3250

-

Лось

33994

24346

26509

28530

26363

Рысь

491

309

329

282

269

Барсук

Дикий северный олень

350

350

340

360

-

Занесены в Красную книгу Республики Коми

3352

2200

9782

4346

5635

Соболь

195

31

0

57

63

При установлении лимита добычи выдры используются экстраполированные данные ФГБУ «ФЦРОХ». Этот показатель остается стабильным в течение последних лет.

Материалы для экспертной оценки численности выдры собираются путем рассылки и обработки анкет форм А-1 (1) и А-2 (1) (сведения о жизни охотничьих зверей и птиц). Указанные анкетные материалы аккумулируются и анализируются в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» (г. Киров). Результаты обработки анкет предоставляются в распоряжение Управления Министерства на основании договора о сотрудничестве с вышеуказанной организацией.

Таблица 2

Динамика фактической добычи

лимитируемых охотничьих ресурсов, особей

Виды охотничьих

животных

Сезон охоты

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

лимит

добыто

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Лось

1592

825

1194

626

745

509

853

455

965

-

Бурый медведь

205

70

184

32

230

61

384

187

633

-

Выдра

25

1

15

0

17

0

17

0

15

-

Рысь

9

0

7

0

6

0

8

0

11

-

Соболь

0

0

0

0

0

0

0

0

0

-

Барсук

Охота запрещена

Дикий северный олень

Приведенные данные таблицы свидетельствуют, что из года в год лимиты изъятия охотничьих ресурсов, на которые устанавливается лимит добычи, в том числе лося, в Республике Коми не осваиваются полностью. Разрешения на добычу пушных видов зверей не пользуются спросом, так как отсутствует цивилизованная заготовка шкур.

В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на экологическую экспертизу, ниже приводятся данные по зарегистрированным случаям нелегального изъятия квотируемых охотничьих животных за последние 5 лет (таблица 3).

Таблица 3

Динамика нелегальной добычи лимитируемых видов охотничьих ресурсов

Выявлена

незаконная добыча

Годы

2017

2018

2019

2020

2021

Лось

5

3

2

4

0

Бурый медведь

2

0

0

1

0

Рысь

0

1

0

0

0

Соболь

0

0

0

0

0

Выдра

0

0

0

0

0

Оценка воздействия устанавливаемых на территории Республики Коми лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2022-2023 гг. на окружающую среду:

*воздействие на атмосферный воздух - не прогнозируется;

*воздействие на водные ресурсы - не прогнозируется;

*воздействие на земельные ресурсы - не прогнозируется;

*образование отходов - не прогнозируется;

*отрицательное воздействие на растительный и животный мир - не прогнозируется.

Размер изъятия охотничьих ресурсов рассчитан на основании наличия реальных ресурсов и с учетом состояния популяций охотничьих животных конкретного хозяйства. Процент изъятия лося в целом на республику в предстоящем охотничьем сезоне предусматривается в размере от 3 % до 5 %.

Квоты добычи на бурого медведя установлены в зависимости от планируемого объема добычи в конкретном охотничьем угодье, до 30 %.

Квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Республики Коми на период 2022-2023 гг.

№ п/п

Наименование юридического лица, фамилия, имя индивидуального предпринимателя, использующих охотничьи угодья

Лось (особей)

Рысь (особей)

Соболь (особей)

Бурый медведь (особей)

Выдра (особей)

без разделения по полу и возрасту

I. Охотничьи угодья, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

1.

Региональная общественная организация Коми республиканское общество охотников и рыболовов:

1)

Койгородское охотничье хозяйство

4

0

0

7

0

2)

Корткеросское охотничье хозяйство

20

0

0

36

0

3)

Прилузское охотничье хозяйство

24

0

0

35

0

4)

Эжвинское охотничье хозяйство

6

0

0

8

0

5)

Усть-Вымское охотничье хозяйство

17

0

0

15

0

6)

Вуктыльское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

7)

Княжпогостское охотничье хозяйство

9

0

0

7

0

8)

Сосногорское охотничье хозяйство

16

0

0

23

0

9)

Троицко-Печорское охотничье хозяйство

2

0

0

0

0

10)

Ухтинское охотничье хозяйство

14

0

0

27

0

11)

Воркутинское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

12)

Ижемское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

13)

Интинское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

14)

Печорское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

15)

Сыктывкарское охотничье хозяйство

19

0

0

16

0

16)

Усть-Цилемское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

17)

Косланское охотничье хозяйство

28

0

0

0

0

18)

Маркельское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

19)

Косьинское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

20)

Каджеромское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

21)

Якшинское охотничье хозяйство

0

0

0

0

0

22)

Визингское охотничье хозяйство

7

0

0

17

0

23)

Летское охотничье хозяйство

10

0

0

0

0

2.

Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда"

5

0

0

5

0

3.

Общество с ограниченной ответственностью "Кедва"

4

0

0

6

0

4.

Государственное учреждение Республики Коми "Чернамское лесничество"

3

0

0

5

0

5.

Индивидуальный предприниматель Бобрецов С.Б.

0

0

0

0

0

6.

  Общество с ограниченной ответственностью "Белый Эшмес"

8

0

0

2

0

7.

  Общество с ограниченной ответственностью "Дальний кордон"

5

0

0

0

0

8.

  Общество с ограниченной ответственностью "Биохимзавод"

3

0

0

0

0

9.

ИП Трошев М.Г.

2

0

0

0

0

10.

Общество с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство "Обдыр"

2

0

0

4

0

11.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габанов М.М.

7

0

0

6

0

12.

Общество с ограниченной ответственностью "Перекат"

19

0

0

7

0

13.

Общество с ограниченной ответственностью "ТиманАгроИнвест"

0

0

0

0

0

14.

Общество с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство Ропча"

5

0

0

4

0

15.

Общество с ограниченной ответственностью "Коми Экстрим"

0

0

0

0

0

16.

Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Сыктывдин"

11

0

0

12

0

17.

Общество с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство "Коин"

0

0

0

2

0

18.

Общество с ограниченной ответственностью "Регионрыбвод"

1

0

0

3

0

19.

Общество с ограниченной ответственностью "Лев"

1

0

0

2

0

20.

Общество с ограниченной ответственностью "ССК"

6

0

0

7

0

Итого:

258

0

0

256

0

№ п/п

II. Общедоступные охотничьи угодья

Лось (особей)

Рысь (особей)

Соболь (особей)

Бурый медведь (особей)

Выдра (особей)

взрослые

в возрасте до одного года

самцы во время гона

без подразделения по половому признаку

1.

на территории муниципального образования муниципального района Койгородский

0

30

8

0

0

23

1

2.

на территории муниципального образования муниципального района Корткеросский

0

23

6

0

0

19

1

3.

на территории муниципального образования муниципального района Сыктывдинский

0

0

1

0

0

3

1

4.

  на территории муниципального образования   муниципального района Сысольский

0

5

2

0

0

8

1

5.

на территории муниципального образования муниципального района Усть-Вымский

0

3

1

0

0

4

1

6.

на территории муниципального образования муниципального района Усть-Куломский

5

71

20

3

0

60

1

7.

на территории муниципального образования городского округа Вуктыл

0

9

3

0

0

14

1

8.

на территории муниципального образования муниципального района Княжпогостский

0

21

6

0

0

31

1

9.

на территории муниципального образования городского округа Сосногорск

0

4

1

0

0

17

1

10.

  на территории муниципального образования муниципального района Троицко-Печорский

0

25

7

0

0

18

1

11.

на территории муниципального образования муниципального района Удорский

0

31

8

0

0

32

1

12.

на территории муниципального образования городского округа Ухта

0

20

6

0

0

19

1

13.

на территории муниципального образования городского округа Воркута

0

0

0

0

0

0

0

14.

на территории муниципального образования муниципального района Ижемский

0

26

7

0

0

12

1

15.

на территории муниципального образования муниципального района Усть-Цилемский

0

40

11

3

0

16

1

16.

на территории муниципального образования городского округа Инта

0

15

4

0

0

10

0

17.

на территории муниципального образования городского округа Усинск

0

20

6

0

0

20

0

18.

  на территории муниципального образования городского округа Печора

0

27

7

0

0

10

1

19.

на территории муниципального образования муниципального района Прилузский

0

0

0

0

0

0

0

20.

на территории муниципального образования городского округа Сыктывкар

0

0

0

0

0

0

0

Итого:

5

370

104

6

0

316

15

 

Сравнительная ведомость численности охотничьих ресурсов

на территориях муниципальных образований Республики Коми

(2021-2022 г.г.)

Таблица

Административное образование

Белка

Волк

Горностай

Заяц-беляк

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

МО МР "Ижемский"

3777

3413

45

58

214

203

4111

3273

МО МР "Княжпогостский"

7711

11088

70

121

485

639

10910

5763

МО МР "Койгородский"

5035

6986

26

46

515

410

4230

4322

МО МР "Корткеросский"

10435

13472

45

101

240

652

7660

8330

МО МР "Прилузский"

1069

8996

38

60

109

529

3412

5474

МО МР "Сыктывдинский"

2712

5391

33

39

68

322

3254

3362

МО МР "Сысольский"

4343

4171

38

29

118

245

3351

2590

МО МР "Троицко-Печорский"

20684

17702

91

54

675

463

10563

11250

МО МР "Удорский"

36327

15927

49

161

1590

899

11968

8221

МО МР "Усть-Вымский"

1822

3353

19

24

178

196

3818

2090

МО МР "Усть-Куломский"

14755

19377

94

143

627

902

10903

11941

МО МР "Усть-Цилемский"

0

0

141

114

30

544

7046

7532

МО ГО "Сыктывкар"

203

277

0

2

0

0

201

178

МО ГО "Воркута"

0

0

0

0

605

818

9677

6449

МО ГО "Вуктыл"

8472

7260

4

23

277

195

4317

4628

МО ГО "Инта"

1264

2974

16

0

467

573

3928

5773

МО МР "Печора"

7103

4448

17

0

493

249

4973

4123

МО МР "Сосногорск"

9967

8547

45

26

326

234

4930

5256

МО ГО "Усинск"

2627

3797

6

0

737

578

4277

6208

МО ГО "Ухта"

6591

5736

30

60

572

325

4598

2966

Всего, 2022 год

144897

807

8326

118127

Всего, 2021 год

142915

1061

8976

109729


 

Продолжение

Таблица

Административное образование

Кабан

Куница лесная

Лисица

Лось

Норки

Дикий северный олень

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

МО МР "Ижемский"

0

0

809

651

168

171

1694

1485

91

106

309

161

МО МР "Княжпогостский"

0

0

1406

878

521

361

1878

2321

9

0

1509

790

МО МР "Койгородский"

2

0

640

747

255

155

1040

1166

5

33

0

0

МО МР "Корткеросский"

0

0

1091

1144

170

220

1700

1989

6

0

219

0

МО МР "Прилузский"

0

0

358

932

63

197

1150

1502

0

0

0

0

МО МР "Сыктывдинский"

0

0

258

457

79

103

789

774

5

104

0

0

МО МР "Сысольский"

9

0

302

436

89

94

658

696

0

0

0

0

МО МР "Троицко-Печорский"

0

0

1508

1378

601

654

1942

1548

266

0

1631

1341

МО МР "Удорский"

0

0

1502

1253

484

512

2631

3151

0

145

0

1123

МО МР "Усть-Вымский"

0

0

332

285

144

63

571

484

0

0

0

0

МО МР "Усть-Куломский"

0

0

1096

1644

297

299

2450

2829

0

373

177

0

МО МР "Усть-Цилемский"

0

0

1447

1240

418

416

2937

2949

15

198

1414

393

МО ГО "Сыктывкар"

0

0

16

0

9

8

28

40

0

0

0

0

МО ГО "Воркута"

0

0

21

0

496

305

134

0

0

0

0

0

МО ГО "Вуктыл"

0

0

627

586

251

273

802

654

145

182

119

0

МО ГО "Инта"

0

0

338

507

386

287

682

1381

0

83

35

132

МО МР "Печора"

0

0

857

845

311

211

2205

1911

124

139

0

0

МО МР "Сосногорск"

0

0

744

705

292

310

949

785

137

224

142

0

МО ГО "Усинск"

0

0

380

667

671

307

869

1713

0

0

0

0

МО ГО "Ухта"

0

0

394

453

119

193

1254

1152

5

0

80

406

Всего, 2022 год

11

14126

5824

26363

808

5635

Всего, 2021 год

0

14808

5139

28530

1587

4346

Продолжение

Таблица

Административное образование

Песец

Росомаха

Рысь

Соболь

Бурый медведь

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

МО МР "Ижемский"

8

58

32

26

10

27

0

0

-

221

МО МР "Княжпогостский"

0

0

46

105

9

0

0

0

-

279

МО МР "Койгородский"

0

0

1

0

4

26

0

0

-

109

МО МР "Корткеросский"

0

0

10

21

41

28

0

0

-

239

МО МР "Прилузский"

0

0

0

0

25

34

0

0

-

179

МО МР "Сыктывдинский"

0

0

4

7

2

0

0

0

-

147

МО МР "Сысольский"

0

0

0

9

3

16

0

0

-

137

МО МР "Троицко-Печорский"

0

0

39

15

20

0

63

57

-

328

МО МР "Удорский"

0

0

113

141

0

11

0

0

-

235

МО МР "Усть-Вымский"

0

0

2

5

5

0

0

0

-

94

МО МР "Усть-Куломский"

0

0

33

29

43

40

0

0

-

328

МО МР "Усть-Цилемский"

39

222

113

61

77

50

0

0

-

234

МО ГО "Сыктывкар"

0

0

0

0

0

0

0

0

-

8

МО ГО "Воркута"

525

526

10

21

0

0

0

0

-

4

МО ГО "Вуктыл"

0

0

10

6

5

13

0

0

-

119

МО ГО "Инта"

0

315

31

31

0

21

0

0

-

65

МО МР "Печора"

0

0

42

33

0

0

0

0

-

116

МО МР "Сосногорск"

22

0

19

7

20

16

0

0

-

135

МО ГО "Усинск"

0

0

100

36

0

0

0

0

-

123

МО ГО "Ухта"

0

0

22

55

5

0

0

0

-

166

Всего, 2022 год

594

627

269

63

-

Всего, 2021 год

1121

608

282

57

3264

Продолжение

Таблица

Административное образование

Рябчик

Тетерев

Глухарь

Белая куропатка

2022

2021

2022

2021

2022

2021

2022

2021

МО МР "Ижемский"

13763

5331

12798

14726

7543

14728

31976

25679

МО МР "Княжпогостский"

20231

19264

46430

42291

8677

15565

48989

26846

МО МР "Койгородский"

13901

20708

8444

13063

5194

5813

240

0

МО МР "Корткеросский"

23525

28750

7797

13635

7570

8107

7827

7606

МО МР "Прилузский"

4681

26666

4120

17190

2836

6980

0

0

МО МР "Сыктывдинский"

8236

11581

4141

5492

3014

3265

3890

3064

МО МР "Сысольский"

7218

12363

3285

8408

1321

3244

220

0

МО МР "Троицко-Печорский"

56168

28574

43122

29164

16525

17762

58134

57643

МО МР "Удорский"

57748

27672

68542

59551

6222

19715

27547

37772

МО МР "Усть-Вымский"

25380

7191

7493

3410

1433

2028

3312

1902

МО МР "Усть-Куломский"

53278

41463

55801

19664

16059

11691

17736

10969

МО МР "Усть-Цилемский"

95199

9934

258793

29744

89176

29926

161877

73950

МО ГО "Сыктывкар"

679

594

0

0

40

0

0

0

МО ГО "Воркута"

0

0

0

0

0

0

161261

86689

МО ГО "Вуктыл"

22963

11682

17758

11579

6921

7363

25829

26313

МО ГО "Инта"

873

4138

916

0

4156

11614

44158

64378

МО МР "Печора"

12391

6958

24790

18779

13451

18746

50440

30211

МО МР "Сосногорск"

26981

13726

20133

11585

8261

8733

31814

32272

МО ГО "Усинск"

7298

5475

16177

14938

9636

14925

91242

64553

МО ГО "Ухта"

10118

9965

18601

21560

6113

7353

19214

14467

Всего, 2022 год

460631

619141

214148

785706

Всего, 2021 год

292035

334779

207558

564314

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie