Материалы по оценке воздействия на окружающую среду
добычи охотничьих ресурсов, устанавливаемых на предстоящий сезон охоты 2022-2023 годы на территории Республики Коми
В целях осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Республики Коми в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Схемой размещения использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Коми, утвержденной распоряжением Главы Республики Коми от 14 апреля 2016 № 119-р, Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 № 452, методикой проведения учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ) ежегодно в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях, переданных в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, организуется и проводится учет численности охотничьих ресурсов.
Основанием для установления норм изъятия объектов животного мира служат данные об их численности, полученные с применением единых методик государственного учета.
До 2022 года ЗМУ численности охотничьих ресурсов проводился в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 № 1 (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 24 августа 2021 № 585), и в соответствии с приказами Министерства.
До 2022 года территория Республики Коми с учетом обитания охотничьих ресурсов была поделена на 5 исследуемых территорий: северо-таежная зона и тундра (Интинский, Воркутинский, Усинский, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы), западная часть средней зоны (Удорский, Княжпогостский, Ухтинский районы), восточная часть средней зоны (Сосногорский, Вуктыльский, Троицко-Печорский районы), южная часть средней зоны (Усть-Куломский, Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Вымский районы и город Сыктывкар), южная зона (Прилузский, Сысольский, Койгородский районы). Данные по численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Республики Коми были получены путем экстраполяции (распространения данных выборочного учета на всю необследованную территорию) учетных данных, собранных на исследуемой территории.
С начала 2022 года, в соответствии с новой методикой проведения учета численности охотничьих ресурсов методом ЗМУ, утвержденной приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр развития охотничьего хозяйства» от 24 ноября 2021 № 86 (далее – ФГБУ «ФЦРОХ»), рекомендованной Минприроды России, определены отдельные исследуемые территории, расположенные в единых границах в разрезе муниципальных образований.
В зависимости от площади исследуемой территории рассчитывается плановая протяженность маршрутов отдельно для каждого охотничьего угодья, соответственно численность охотничьих ресурсов определяется отдельно в каждом охотничьем угодье.
Новая Методика учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета включает планирование учетных маршрутов, проведение полевых работ на учетных маршрутах и расчет численности охотничьих ресурсов.
С учетом содержания указанной Методики значительно (в три-четыре раза) возрастают объёмы проведения полевых работ. Объёмы проведения полевых работ (например, по новой Методике применительно к МО ГО «Ухта» это 290 км, а по старой Методике - 110 км, к МО МР «Усть-Вымский» - это 140 км, а по старой Методике - 40 км.).
Отметим, что ежегодный выполняемый объем работ при проведении зимних маршрутных учетов, в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 № 1 обеспечивал удовлетворительное качество работ и необходимую для целей государственного мониторинга точность оценки расчетов численности охотничьих ресурсов.
Общая площадь охотничьих угодий на территории Республики Коми составляет 37836,96 тыс. га.
В настоящее время право пользования объектами животного мира, отнесенными к охотничьим ресурсам осуществляют 20 охотпользователей, в том числе 17 юридических лиц, 2 индивидуальных предпринимателя и 1 крестьянское (фермерское) хозяйство.
Равномерность размещения маршрутов в Республике Коми, где 50 % муниципальных образований имеют площадь более 2 млн. га, значительно зависит от доступности, наличия дорог, в основном лесохозяйственных зимников.
В текущем году ведомости зимнего маршрутного учета не представлены на исследуемых территориях Ижемского, Вуктыльского, Усть-Цилемского, Косьинского, Маркельского, Каджеромского, Печорского, Якшинского охотничьих хозяйств Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов», ООО «ТиманАгроИнвест», ИП Бобрецов С.Б., ООО «Коми Экстрим».
Не в полном объеме проведен учет численности охотничьих ресурсов на исследуемых территориях общедоступных охотничьих угодий МО МР «Печора», МО МР «Троицко-Печорский», МО МР «Сосногорск», МО МР «Вуктыл», МО МР «Сыктывдинский», а также на исследуемых территориях Койгородского, Княжпогостского, Воркутинского, Ухтинского, Троицко-Печорского, Сосногорского охотхозяйств Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов», ООО «Охотхозяйство «Обдыр», ГУ РК «Чернамское лесничество».
В соответствии с методикой учета расчет численности учитываемых видов зверей и птиц на исследуемой территории не производится, если после оценки качества ведомостей ЗМУ общая длина учетных маршрутов на исследуемой территории не соответствует требованиям минимально необходимой общей длины учетных маршрутов на исследуемой территории.
По тем исследуемым территориям охотничьих угодий, по которым не представлены материалы учета, для расчета численности охотничьих ресурсов будет использована экспертная оценка численности за последние пять лет проведения зимних маршрутных учетов для целей осуществления государственного мониторинга.
В тех угодьях, где учет численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета проведен не в полном объеме, для расчета квот добычи лося использована экспертная оценка его численности в конкретном охотничьем угодье (для установления квот добычи лося взят средний показатель учета за последние 5 лет, при этом процент изъятия установлен менее 3 % от численности).
Всего в Управление охраны и использования животного мира и охотничьих ресурсов (далее - Управление) Министерства было представлено 1022 ведомости зимнего маршрутного учета, из которых 7 было забраковано. Общая протяженность обследованных маршрутов составила 10940,7 км.
Расчет численности охотничьих ресурсов, полученный по материалам зимнего маршрутного учета 2022 года показал, как положительную, так и отрицательная динамику их численности.
По данным зимнего маршрутного учета численность лося остается на стабильном уровне, наблюдается незначительное снижение численности. На показатель численности в первую очередь влияет активность хищников (волк и бурый медведь), образование настов в весенний период. Также численность лося зависит от доступности корма. Леса на месте вырубок переходят в стадию жердняка и становятся малопригодными стациями для обитания лося. В основном лось концентрируется в поймах рек, ручьев, где не проводятся зимние маршрутные учеты.
Численность рыси, росомахи, белки и куницы остается в пределах допустимых колебаний численности, практически на уровне 2021 года.
Численность росомахи в целом не испытывает сильных колебаний. На результаты учета росомахи в первую очередь влияет активность хищника, при наличии доступного корма длина суточного хода уменьшается, в итоге хищник реже встречается на маршрутах, соответственно статистическая ошибка будет больше, что, соответственно, сказывается на результатах учета. Численность рыси в большей степени зависит от численности зайца-беляка.
Численность зайца - беляка начинает постепенно восстанавливаться. Колебания численности обусловлено не меняющейся интенсивностью размножения, а периодически меняющимися размерами гибели зайца-беляка.
На территории охотничьих угодий, свойственных для обитания соболя, в текущем году пересечений следов соболя не отмечено. По сведениям специалистов Печоро-Илычского биосферного заповедника, основного местообитания этого зверька, фактическая численность соболя достаточно высокая.
Численность песца уменьшилась на 47%, показатель связан с малочисленностью мышевидных грызунов. Численность горностая соответствует прошлому году.
Численность волка сократилась на 24%. В 2021 году было добыто 273 особи волка. По состоянию на 1 апреля текущего года добыто 59 особей волка. Объем добычи волка приостановил рост численности хищника. При этом ущерб, приносимый волками, является существенным и сказывается на популяции лося. Для достижения показателей, не превышающих показателя максимальной численности и приостановления роста численности хищников и как результат, снижение ущерба объектам животного мира, в отдельных охотничьих угодьях принято решение о регулировании численности волков (приказ Минприроды Республики Коми от 8 апреля 2022 № 475).
Данное решение позволит принять дополнительные меры по снижению их численности (отлов, отстрел волков как в сезон охоты, так и в иные сроки (вне установленных сроков охоты), а также применять ногозахватывающие капканы со стальными дугами, применять для выслеживания и добычи транспортные средства).
Учет численности волка осуществляется не в течение календарного года, а в течение короткого временного отрезка: с 15 января по 10 марта, и показатель численности относится к этому времени года.
Наблюдается рост численности для всех видов тетеревиных птиц, который определяется особенностями погодных условий начала летнего периода 2021 года. Климатические условия выводкового периода 2021 года положительно отразились на численности боровой дичи. Колебания численности глухаря, тетерева, рябчика на территории нашего региона находятся в допустимых пределах и зависят преимущественно от природно-климатический условий.
Показатель численности дикого северного оленя по данным учета 2022 года показал его оценку в 5,6 тыс. особей. По критической оценке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук возможная минимальная численность дикого северного оленя оценивается в пределах 2-2,5 тыс. особей. Также на показатель численности по данным учета влияет снежный покров и хищники. Из-за высокого снежного покрова и активности хищников происходит перемещение оленей, тем самым повышая шанс встречи животных на маршруте. Крайне сложно при проведении зимнего маршрутного учета определить фактическую численность дикого северного оленя по пересечениям через маршрут в связи с его стадным образом жизни.
С 2000 года добыча дикого северного оленя запрещена, а в настоящее время этот объект охоты включен в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Коми.
Информация о численности охотничьих ресурсов по данным ЗМУ 2022 года (в сравнении с предыдущим годом), а также проект лимитов добычи охотничьих ресурсов для ознакомления отображены и представлены в прилагаемых таблицах на официальном сайте Министерства и сайте Администраций МО ГО, МО МР.
В 2021 году так же, как и в предыдущие годы проведен долгосрочный учет бурого медведя, который проводится в течение всего периода жизнедеятельности с апреля по ноябрь. В результате проведения натурных работ и последующего расчета, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бурого медведя, утвержденных Главохотой (М.,1990 г.) (Ю.П. Губарь), определена общая численность бурого медведя на территории Республики Коми, она составляет 3264 особи при плотности 0,08.
Для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов, использованы материалы зимнего маршрутного учета 2018-2022 годы, а также проведен анализ динамики численности охотничьих ресурсов за последние 5 лет.
Для расчета прироста популяций копытных и пушных зверей использованы материалы справочника «Нормирование использования ресурсов охотничьих животных» ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН.
Численность и плотность населения учитываемого вида зверей и птиц в соответствующей категории «лес», категории «поле», категории «болото» исследуемой территории рассчитана в компьютерной программе «Информационная система ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Республики Коми», разработанной в соответствии с алгоритмами Методики учета.
Данные учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а также на основании долгосрочных лицензий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и используются в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и определения объемов изъятия охотничьих ресурсов.
Предельные нормы добычи по соболю, бурому медведю, лосю и выдре приняты с учетом норм, утвержденных приказом Минприроды России от 25 ноября 2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях».
Объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, в охотничьих угодьях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются (рассчитываются), руководствуясь нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов, и в соответствии с Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденным приказом Минприроды России от 29 июня 2010 № 228 (далее - Порядок) (документ утратил силу с 1 января 2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 № 1496, приказом Минприроды России от 27 ноября 2020 № 981 утвержден новый Порядок и требования).
Указанный приказ разработан в соответствии с Федеральным законом об охоте и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 25 Порядка предусмотрена возможность внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в случае изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов.
Для подготовки документа об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов все материалы, обосновывающие квоты направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Лимит добычи охотничьих ресурсов, рассчитывается от фактической численности, полученной по представленным материалам ЗМУ.
Утвержденный лимит добычи охотничьих ресурсов
Охотничьи ресурсы |
Утвержденный на период с 1 августа до 1 августа
лимит добычи охотничьих ресурсов
на территории Республики Коми, особей |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
Лось |
1592 |
1194 |
745 |
853 |
965 |
Рысь |
9 |
7 |
6 |
8 |
11 |
Бурый медведь |
205 |
184 |
230 |
384 |
633 |
Выдра |
25 |
15 |
17 |
17 |
15 |
Кроме того, для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов Министерством анализируются ведомственные материалы фактического использования охотпользователями квот добычи лося, бурого медведя, выдры, соболя и рыси в предыдущие сезоны охоты.
Оценка условий обитания охотничьих ресурсов является важным этапом для подготовки обоснования объемов (лимитов, квот) их добычи. Поэтому важно охарактеризовать природные условия обитания охотничьих животных в предыдущем году. Краткая характеристика погодных условий основана на результатах наблюдений Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми.
В целом 2021 год оказался теплым. Среднегодовая температура воздуха (с января по декабрь) распределялась от +2,5°С на крайнем юго-западе до -5,3°С на крайнем северо-востоке.
Главными особенностями 2021 года стали продолжительный период аномально морозной погоды в январе и феврале, ранний приход весеннего и летнего сезонов (апрель-май).
Наибольшее годовое количество осадков зафиксировано на территории Ухтинского района. Меньше всего осадков выпало в Троицко-Печорском районе. На большей части территории осадков выпало больше климатической нормы.
Продолжительность зимнего периода 2020-2021 года в северных районах была 164-172 дня, в южных районах 135-155 дня, что на 17-46 дней меньше нормы.
Снежный покров установился 16-17 октября. Лишь для крайних северо-восточных районов это в среднем на 5 дней позднее обычного. Для северных и центральных районов формирование снежного покрова произошло раньше средних многолетних дат на 4-10 дней, для южных - на 16 дней.
Средняя температура воздуха в январе по территории распределялась от -12,2°С на крайнем юго-западе до -24,7 °С на крайнем северо-востоке. В течение значительного периода погодные условия формировались под влиянием Сибирского антициклона, циклонические воздействия в первой и второй декадах были непродолжительными. Наиболее холодной оказалась вторая декада месяца - среднедекадная температура воздуха везде оказалась ниже нормы на 7...9°С. Из-за морозов продолжительное время наблюдалась малоснежная погода, лишь в последней пятидневке со снегопадами, местами сильными. Февраль оказался аномально морозным. Продолжительное время с северными, северо-восточными потоками поступал арктический воздух. Средняя температура воздуха по территории распределялась от -19,1°С на крайнем юге до -28,3 °С на крайнем северо-востоке, что для большинства районов ниже нормы на 8...9°С.
В марте средняя температура воздуха по территории распределялась от -5,9°С на крайнем юге до -14,9°С на крайнем северо-востоке, что в пределах средних многолетних значений.
Распределение осадков было крайне неравномерным в течение всего периода на территории республики. В январе максимальное количество осадков пришлось на третью декаду. В феврале, из-за преобладания антициклонального характера погоды, на большей части территории осадков зафиксировано 64-72 % от нормы. В марте осадков за месяц выпало 88-122% от нормы, в г. Сыктывкаре, в Ухтинском, Воркутинском районах - 141-162%. На лесных участках максимальной за зиму высоты снежный покров достиг во второй декаде марта - 66-86 см, что для большинства районов близко к норме. На крайнем юге и юго-востоке - 48-63 см, что меньше нормы на 12-20 см.
Разрушение устойчивого снежного покрова в лесу произошло в период с 20 по 30 апреля, в Интинском и Воркутинском районах - с 8 по 13 мая, что для южных районов раньше обычного на 5-9 дней, для северных районов - на 20-30 дней.
Продолжительность залегания снежного покрова в лесу была 175-197 дней, в Интинском и Воркутинском районах 204-210 дней. В северных и юго-восточных районах меньше нормы на 20-34 дня, в большинстве южных - на 4-10 дней. И только в крайних юго-западных районах снег залегал на 10-12 дней больше обычного.
Весна 2021 года с устойчивым переходом среднесуточной температуры воздуха к положительным значениям пришла раньше обычного: 25-29 марта, в северо-восточные районы 6-8 апреля, в Воркутинский район 8 мая, что для южных районов раньше обычных сроков в среднем на 14 дней, для центральных и северных - на 17-32 дня.
В период 16-21 апреля, что раньше средних многолетних сроков на 5-15 дней, начался ледоход на реках Летка и Луза, на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов на отметках выше обычных на 11-60 см. Из-за хорошей подготовки к вскрытию, ледоход продвигался быстро, без остановок в традиционных местах образования.
Реки Печорского бассейна вскрылись в период 21 апреля - 14 мая, на 8 - 20 дней раньше обычного. Река Печора на всём протяжении вскрылась за 23 дня в период 21 апреля - 14 мая.
Максимальные уровни воды весеннего половодья повсеместно сформировались на чистой воде. По данным 21 водомерных поста (из 43) вода выходила на пойму.
Раньше обычных сроков началось и метеорологическое лето. Переход среднесуточной температуры воздуха через +10°С в сторону повышения произошел 7-9 мая, что раньше обычных сроков для южных и центральных районов на 18-30 дней, для северных - на 37-39 дней.
Устойчивый переход среднесуточной температуры воздуха через +10°С в сторону понижения (конец лета) произошел 24-28 августа, что для северных районов в пределах нормы, для центральных и южных на 7-11 дней раньше.
В июне средняя температура воздуха по территории распределялась от +18,7°С на крайнем юге до 8,9°С на крайнем северо-востоке, что выше климатической нормы в основном на 2°С, в крайних юго-западных районах - на 4°С.
В лесах республики продолжительное время наблюдалась высокая и чрезвычайно высокая пожарная опасность. По региональной классификации опасное природное явление «Чрезвычайно высокая пожароопасность» наблюдалось с 14 мая по 10 июня в южных районах Республики Коми, с 11 июня по 13 июня повсеместно по территории, с 14 по 19 июня в отдельных районах.
В июле для большинства районов средняя температура воздуха оказалась близкой к климатической норме (распределялась от 17,9°С на крайнем юго-западе до 11,5°С на крайнем северо-востоке), в августе - в среднем на 2°С выше (распределялась от 17°С на крайнем юго-западе до 12,6°С на крайнем северо-востоке).
В августе, за исключением второй и последней пятидневки, на всей территории Республики Коми отмечалась устойчивая тёплая погода с отклонением среднесуточных температур в сторону тепла на 4...6°С. В последней пятидневке месяца произошло постепенное сезонное снижение температурного фона до климатической нормы и ниже. В лесах южных районов Республики Коми продолжительное время наблюдалась высокая, местами чрезвычайно высокая пожарная опасность. В лесах северных районов преобладала средняя степень пожарной опасности.
В сентябре в течение первой и второй декады, из-за частых циклонов, по территории, за исключением крайних северо-восточных районов, наблюдалась холодная и дождливая погода. Отрицательная аномалия и в первой, и во второй декаде составляла 2...3°С. Средняя температура воздуха за месяц по территории распределялась от 6,5 °С на крайнем юго-западе до 4,5°С на крайнем северо-востоке. Для большинства районов она оказалась на 1...2°С ниже климатической нормы, для крайних северо-восточных - около нормы.
Октябрь и ноябрь были теплее обычного. В октябре средняя температура воздуха по территории распределялась от 3,9°С на крайнем юго-западе до -1,9°С на крайнем северо-востоке, что выше климатической нормы в среднем на 2...3°С. В ноябре - от -4, 2°С на крайнем юго-западе до -13,0°С на крайнем северо-востоке, что выше климатической нормы на 1...2°С, для крайних юго-западных районов - на 3°С.
Осадков в октябре на большей части территории выпало около нормы, в южных районах местами в среднем на 30% больше.
Ноябрь для большинства районов оказался снежным. Осадков выпало в 1,5 раза больше нормы, на крайнем юге - в 2 раза.
В декабре, несмотря на преобладание морозной погоды, месячная сумма осадков составила 100-140% от средних многолетних значений.
Неустойчивая погода с температурными перепадами наблюдалась в течение первой и второй декады декабря. Самые сильные морозы отмечались с 4 по 6 декабря: по всей территории от 1 до 2 дней среднесуточная температура воздуха была на 10...11°С, на северо-востоке - на 12-16°С ниже климатической нормы.
Добыча охотничьих ресурсов определена строго регламентированными сроками охоты, установленными Указом Главы Республики Коми от 29 августа 2012 № 106 «Об определении видов разрешенной охоты и ограничений охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Коми, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» (ред. от 10 ноября 2021 № 128) в соответствии с правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 № 477.
Таблица 1
Динамика численности охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи
Вид |
Общая численность (особей) по годам |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Бурый медведь |
3655 |
3554 |
3406 |
3264 |
- |
Выдра |
2800 |
3100 |
3900 |
3250 |
- |
Лось |
33994 |
24346 |
26509 |
28530 |
26363 |
Рысь |
491 |
309 |
329 |
282 |
269 |
Барсук
Дикий северный олень |
350 |
350 |
340 |
360 |
- |
Занесены в Красную книгу Республики Коми |
3352 |
2200 |
9782 |
4346 |
5635 |
Соболь |
195 |
31 |
0 |
57 |
63 |
При установлении лимита добычи выдры используются экстраполированные данные ФГБУ «ФЦРОХ». Этот показатель остается стабильным в течение последних лет.
Материалы для экспертной оценки численности выдры собираются путем рассылки и обработки анкет форм А-1 (1) и А-2 (1) (сведения о жизни охотничьих зверей и птиц). Указанные анкетные материалы аккумулируются и анализируются в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» (г. Киров). Результаты обработки анкет предоставляются в распоряжение Управления Министерства на основании договора о сотрудничестве с вышеуказанной организацией.
Таблица 2
Динамика фактической добычи
лимитируемых охотничьих ресурсов, особей
Виды охотничьих
животных |
Сезон охоты |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
лимит |
добыто |
лимит |
добыто |
лимит |
добыто |
лимит |
добыто |
лимит |
добыто |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Лось |
1592 |
825 |
1194 |
626 |
745 |
509 |
853 |
455 |
965 |
- |
Бурый медведь |
205 |
70 |
184 |
32 |
230 |
61 |
384 |
187 |
633 |
- |
Выдра |
25 |
1 |
15 |
0 |
17 |
0 |
17 |
0 |
15 |
- |
Рысь |
9 |
0 |
7 |
0 |
6 |
0 |
8 |
0 |
11 |
- |
Соболь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
Барсук |
Охота запрещена |
Дикий северный олень |
Приведенные данные таблицы свидетельствуют, что из года в год лимиты изъятия охотничьих ресурсов, на которые устанавливается лимит добычи, в том числе лося, в Республике Коми не осваиваются полностью. Разрешения на добычу пушных видов зверей не пользуются спросом, так как отсутствует цивилизованная заготовка шкур.
В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на экологическую экспертизу, ниже приводятся данные по зарегистрированным случаям нелегального изъятия квотируемых охотничьих животных за последние 5 лет (таблица 3).
Таблица 3
Динамика нелегальной добычи лимитируемых видов охотничьих ресурсов
Выявлена
незаконная добыча |
Годы |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Лось |
5 |
3 |
2 |
4 |
0 |
Бурый медведь |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Рысь |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Соболь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Выдра |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Оценка воздействия устанавливаемых на территории Республики Коми лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2022-2023 гг. на окружающую среду:
*воздействие на атмосферный воздух - не прогнозируется;
*воздействие на водные ресурсы - не прогнозируется;
*воздействие на земельные ресурсы - не прогнозируется;
*образование отходов - не прогнозируется;
*отрицательное воздействие на растительный и животный мир - не прогнозируется.
Размер изъятия охотничьих ресурсов рассчитан на основании наличия реальных ресурсов и с учетом состояния популяций охотничьих животных конкретного хозяйства. Процент изъятия лося в целом на республику в предстоящем охотничьем сезоне предусматривается в размере от 3 % до 5 %.
Квоты добычи на бурого медведя установлены в зависимости от планируемого объема добычи в конкретном охотничьем угодье, до 30 %.